В транспортном процессе важен каждый участник - Морские вести России

В транспортном процессе важен каждый участник

15.06.2022

Речной транспорт

В транспортном процессе важен каждый участник

Фото: ФБУ «Администрация Байкало-Ангарского бассейна ВВП»

В Иркутской области уже не первый год идет речь о том, что следует развивать туристическую отрасль, которая не только популяризирует регион, но и положительно повлияет на экономику. Сегодня правительством утверждена стратегия развития туризма Иркутской области до 2030 года. Так, для развития инфраструктуры региона планируется реконструировать существующие туристические объекты и создать новые. Уделяется внимание связанности между региональными зонами и областным центром по основным магистралям движения туристических потоков.

Туризм в Байкальском регионе в настоящее время становится перспективным и имеет серьезные предпосылки для развития. Тем более что на прибайкальских территориях имеются рекреационные ресурсы мирового значения.

Самое бюджетное направление

Олег Суров, руководитель ФБУ «Администрация Байкало-Ангарского бассейна ВВП»

Интенсивное развитие внутреннего туризма на Байкале способствует увеличению флота круизных и прогулочных судов. Наличие туристических баз, домов отдыха, рекреационных зон в прибрежной зоне Байкала, на Малом море, реконструкция и строительство причальных сооружений привлекают все больше любителей отдыха на воде. Но при этом помимо роста числа туристов растет интерес и к круизам по Байкалу на теплоходах. На водном транспорте можно не только увидеть, но и посетить все достопримечательности озера за короткое время.

Наиболее популярные среди туристов регионы Прибайкалья – Иркутский, Ольхонский и Слюдянский районы, а также Иркутск, который еще называют «въездными воротами» Байкала. Сегодня наше знаменитое озеро стало самым бюджетным направлением для путешествий.

Как развиваемся?

По плану к 2025 году до 300 вырастет число современных площадок для приема туристов. Работа будет организована в форме государственно-частного партнерства. Проводить ее начали еще в 2017 году в Республике Бурятия, Иркутской области и Забайкалье.

В первую очередь авторы проекта считают необходимым взять под контроль и резко уменьшить сбросы сточных вод в Байкал. В целях оснащения объектов инфраструктуры озера техническими средствами для приема отходов в 2020 году введено в эксплуатацию экологическое судно проекта RT-37 «Георгий Москалев», построенное в рамках госпрограммы «Развитие транспортной системы». Теплоход полностью покрывает потребность по сбору и переработке отходов, утилизации нефтесодержащих вод, принимаемых с судов технического флота, а также используется для приема судовых отходов (на коммерческой основе) с других судов.

Вместе с тем Росморречфлот на основе проведенного анализа работы пунктов сбора нефтесодержащих вод и отходов с плавсредств на Байкале предлагает организовать нестационарные (модульные, мобильные) береговые пункты сбора нефтесодержащих вод и отходов с использованием емкостей из композитных материалов. Это позволит значительно снизить затраты на строительство и эксплуатацию данных пунктов.

Основной инструмент гарантированных габаритов

В навигацию 2022 года Администрации надлежит обслуживать водные пути протяженностью 5883,6 км: на территории Иркутской области – 3993,0 км и Республики Бурятия – 1890,6 км.

В их состав входят Байкал, Ангара с тремя водохранилищами (Иркутское, Братское, Усть-Илимское), а также реки Селенга, Баргузин и Верхняя Ангара.

3830,6 км с гарантированными габаритами судового хода и освещаемой обстановкой.

654,0 км с гарантированными габаритами судового хода и неосвещаемой обстановкой.

3,0 км без гарантированных габаритов с освещаемой обстановкой.

1396,0 км без навигационного ограждения и гарантированных габаритов судовых ходов.

Поддержание судоходных условий и гарантированных габаритов судовых ходов на водных путях бассейна обеспечивается проведением комплекса путевых работ: установкой и содержанием СНО, тралением, русловыми изысканиями, дноуглублением.

Основным инструментом обеспечения содержания водных путей является технический флот Администрации: многочерпаковые землечерпательные снаряды, плавкраны, обстановочные суда, буксировщики, несамоходный флот, ремонтно-механические мастерские.

Кроме того, работают две изыскательские партии, а также осуществляется навигационно-гидрографическое обеспечение движения судов, диспетчерское регулирование движения судов в бассейне, государственный портовый контроль.

В 2022 году запланирован ввод в эксплуатацию контрольно-корректирующей станции (ККС) в населенном пункте Заславская. В настоящее время проводятся проектные работы. Установка новой ККС обеспечит повышение точности определения координат судовым оборудованием на участке Ангары с 250-го по 450-й км.

В нынешнем году дополнительно запланирован ввод в эксплуатацию четырех судовых технологических комплексов и одного бассейнового центра системы сбора и оперативной передачи актуализированных электронно-навигационных карт (ЭНК), поставленных в рамках госконтрактов. Применение современных судовых технологических комплексов на судах техфлота направлено на повышение эффективности выполнения промерных работ и обеспечения навигационной обстановки.

Введение бассейнового центра картографии, интегрированного с региональным центром, образует единую систему, обеспечивающую оперативность создания и внедрения актуализированных ЭНК и корректурных файлов в масштабе времени, близком к реальному, с возможностью защиты информации от несанкционированного доступа.

Продолжаются подготовительные работы по реконструкции технологической связи. В 2021 году были завершены предпроектные работы. В 2022-м планируется выполнить проектные работы.

В целях реализации мероприятий «Обновление обслуживающего флота» Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры до 2024 года на основании заключенных договоров силами Жигаловской ремонтно-эксплуатационной базы ведется строительство трех обстановочных судов проекта 3052.

Суда со строительными номерами 5207 и 5208 будут работать на водных магистралях Ленского бассейна, сегодня они находятся на достроечной площадке в Киренске. Третье судно со строительным номером 5209 достраивается в Иркутске.

В преддверии навигации принято решение о присвоении ему наименования «Александр Оглоблин». Судно будет обслуживать участки Ангары и Братского водохранилища, где ранее в свое время трудился наш коллега – уважаемый Александр Иванович Оглоблин, обеспечивая безопасность судоходства.

Задачи навигации-2022

– Обеспечить сроки открытия судоходных трасс, протяженность и период действия судоходной обстановки на водных путях бассейна.

– Продолжить замену устаревших навигационных знаков на современные из композитных материалов.

– Выполнить комплексные русловые изыскания, топографо-геодезические и гидрологические работы для создания новых баз цифровых данных навигационной информации с целью составления ЭНК ВВП и определить местоположение важных в навигационном отношении надводных и подводных объектов.

– Продолжить выполнение работ по корректировке и обновлению ячеек ЭНК для поддержания актуального содержания базы данных.

– Обеспечить качественной, с максимальной зоной покрытия, технологической связью бассейн, что позволит вести бесперебойную связь диспетчерского аппарата с судами.

– Выполнить все взятые на себя договорные обязательства по постройке теплоходов проекта 3052.

– Провести работу по оптимизации кадров и индексации заработной платы.

– Систематизировать работу по укомплектованию и закреплению кадров, работу с учебными заведениями.

Х    Х    Х

Работа на внутренних водных путях похожа на часовой механизм: если недостает какой-то маленькой, казалось бы, детали, ход часов останавливается. Так же и в транспортном процессе: важен каждый его участник.

Пользуясь случаем, хотелось бы поблагодарить каждого из своих коллег, всех речников, транспортников за проделанную работу. Мы готовы к навигации 2022 года! Благодаря каждому из вас водные пути Байкало-Ангарского бассейна живут и работают.

Желаю всем судоходным компаниям, речникам-путейцам обновления флота, перспектив в грузовых и пассажирских перевозках! Желаю занять достойную нишу в развитии туризма в регионе! И самое главное, безаварийной навигации-2022!

На вахте с первого дня навигации

Иван Черных, первый заместитель руководителя – капитан Байкало-Ангарского бассейна ВВП

Вот уже десятый год в бассейне работает служба государственного портового контроля. За это время сформировался коллектив, имеющий за плечами опыт работы капитанами судов, службу в рядах Военно-морского флота.

С первого дня навигации-2022 инспекторы ГПК встали на вахту и несут ее на всех участках бассейна. Так, по состоянию на 15 мая проверено 66 судов, выявлено 80 нарушений обязательных требований в области безопасности судоходства. Временное задержание применялось в отношении 6 судов, причем к одному из них – дважды. Проверялись и суда на воздушной подушке, работающие на Байкале, и различные плавобъекты.

Следует напомнить, что в межнавигационный период четверо инспекторов прошли повторное обучение в Сибирском государственном университете водного транспорта по программе «Подготовка лиц, осуществляющих государственный портовый контроль на внутренних водных путях».

В соответствии с приказом Министерства транспорта РФ от 15.08.2012 № 310 инспекторский состав ГПК не реже одного раза в три года должен проходить обучение, организованное Федеральным агентством морского и речного транспорта. Такая подготовка дает возможность ознакомиться с изменениями в законодательстве, обменяться опытом с коллегами из других бассейнов, да и фактор личного общения также не последнее дело.

Дипломирование и аттестация

Отделом дипломирования и аттестации в 2022 г. принято 263 заявления о прохождении квалификационных испытаний. По результатам рассмотрения принятых документов по 261 заявлению принято положительное решение (о допуске к испытаниям, выдаче документа в связи со снятием ограничений либо в порядке обмена), по 2 заявлениям – отказано.

Кроме того, 25 апреля с.г. проведены выездные квалификационные испытания для студентов ОГОБОУ СПО «Иркутский техникум речного и автомобильного транспорта».

Также 28.04.2022 проведены внеочередные квалификационные испытания и для студентов Усть-Кутского института водного транспорта – филиала ФГБОУ ВО «СГУВТ».

По итогам этих испытаний составлено 19 протоколов, оформлено 144 диплома и 56 квалификационных свидетельств.

Квалификационная комиссия по дипломированию руководствуется в работе «Регламентом по предоставлению услуги дипломирования членов экипажей судов внутреннего плавания». Данный регламент определяет сроки и последовательность административных процедур при осуществлении полномочий по приему заявлений, проведении квалификационных испытаний, выдаче квалификационных документов, а также порядок взаимодействия с кандидатами.

Регистрация судов

В течение 2022 года проведено ВСЕГО 61 регистрационное действие, которое облагается госпошлиной, в том числе:

– регистрация судов внутреннего плавания – 9;

– регистрация спортивных парусных, прогулочных, маломерных судов – 13;

– выдача свидетельств о праве собственности на суда внутреннего плавания – 9;

– выдача судовых билетов – 13;

– выдача свидетельств о праве плавания под флагом РФ судов внутреннего плавания – 9;

– внесение изменений в ГСР судов внутреннего плавания – 5;

– внесение изменений в ГСР спортивных парусных, прогулочных, маломерных судов – 3.

Предоставлено информации из судового реестра в виде выписок (справок) – 392.

Всего в судовом реестре на 30.04.2022 зарегистрировано (состоит на учете) 1182 судна.

На госрегистрацию принято 53 заявления (включая облагаемые госпошлиной и необлагаемые действия).

Принятие заявления включает проведение консультации, изучение представленных документов, подготовку заявлений, опись поданных документов, формирование счета на оплату госпошлины.

Морские вести России №7 (2022)

ПАО СКФ
РОСКОНТРАКТ
Газпромбанк
Международный военно-технический форум «Армия-2022»
6MX
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
>25 лет журналу Морские порты