Волго-Балт расширяет границы - Морские вести России

Волго-Балт расширяет границы

01.11.2022

Речной транспорт

Волго-Балт расширяет границы

Фото: пресс-служба ФБУ «Администрация «Волго-Балт»

Для Волго-Балта 2022 год отмечен важными событиями. В соответствии с распоряжением Правительства РФ семь водных объектов Санкт-Петербурга – реки Фонтанка, Мойка, Ждановка, канал Грибоедова, Крюков канал, Зимняя канавка, а также Кронверкский пролив – включены в Перечень ВВП в качестве путей регионального значения. А согласно приказу Министерства транспорта РФ объекты включены в границы Волго-Балтийского бассейна. Таким образом, благодаря принятым мерам были выведены из «серой зоны» перевозки более 2,3 млн пассажиров и обеспечен портовый контроль за этим участком деятельности судоходных компаний. В настоящее время Росморречфлот совместно с правительством города отрабатывает детали соглашения по содержанию водных объектов.

Новое время, новые задачи

Федор Шишлаков, руководитель ФБУ «Администрация «Волго-Балт»

Начало навигации-2022 оказалось для Волго-Балта достаточно тяжелым по ледовым условиям. На Верхней Шексне и Белом озере наблюдался сплошной лед толщиной 25-30 см, в районе Вытегорского буя в Онежском озере – не менее 50-60 см. Движение судов осуществлялось в соответствии с ледовым классом и под проводкой буксиров мощностью 2400 л.с. Проводку судов в Онежском озере на начальном этапе операций обеспечивал ледокол «Капитан Зарубин».

К сентябрю навигация вошла в завершающую стадию, что позволяет подвести предварительные итоги, а также отметить некоторые результаты в сравнении с предыдущим годом.

Факторы влияния

Итак, по состоянию на 15 сентября с.г. совершено 17 318 рейсов и перевезено 11,0 млн тонн грузов, за аналогичный период 2021 года – 17 802 рейса и 12,0 млн тонн груза. Таким образом, можно констатировать снижение грузоперевозок на 9%.

При этом потребность в перевозке древесины и металла снизилась на 54% и 37% соответственно. В основном это последствия перестройки работы экспортеров, прекращения перевозок древесины в Финляндию. Уменьшение показателей по перевозке нефтепродуктов на 46% объясняется работой только одного нефтяного терминала в порту Высоцк, а в порту Санкт-Петербург в текущую навигацию они по объективным причинам не были задействованы. При этом внутренние перевозки строительных грузов выросли на 9%.

Также стоит отметить положительную тенденцию увеличения спроса на внутренний туризм. По сравнению с прошлым годом уровень пассажирских перевозок поднялся на 27%. Услугами круизных компаний на Волго-Балте воспользовалось 478 тыс. человек.

Необходимо подчеркнуть, что, несмотря на тенденцию снижения грузопотока в бассейне, количество прошедших судов по Вытегорской лестнице ВБВП осталось на уровне прошлого года. Следовательно, спрос на услуги водного транспорта продолжает оставаться актуальным, вне зависимости от ситуации с экспортными потоками.

Флот. В настоящее время Администрацией эксплуатируется 239 судов и плавобъектов, из которых 145 было отремонтировано в межнавигационный период 2021-2022 гг. В том числе произведен капремонт двух теплоходов – «Шквал» проекта 81440 и «Путейский-46» проекта Р-94. На 81 судне введены в эксплуатацию системы контроля расхода топлива. Запланирован капремонт на экологическом судне «ОС-1», плавкранах «СЗ-109», «СЗ-110» и земснаряде «СЗ-111». В зимний период 2022-2023 гг. планируется произвести ремонты на 152 судах. Из нового судостроения приняты два промерных судна – «Вадим Викторовский» и «Промерный».

Навигационная обстановка. Для безаварийного плавания суда оснащаются современным радионавигационным оборудованием, а также системами электронных навигационных карт.

Для содержания навигационной обстановки в навигацию 2022 года в филиалах задействованы 32 обстановочные бригады. Общая протяженность ВВП Волго-Балтийского бассейна в этом сезоне составляет 4982,62 км. СНО обслуживается 3549,2, км, в том числе с освещаемой судоходной обстановкой 2196,2 км. Протяженность водных путей с гарантированными габаритами – 3002,2 км.

Общее количество знаков судоходной навигационной обстановки в этом году 4657, в том числе береговых – 2598 и плавучих – 2059.

Глубина единая и гарантированная

Для выполнения дноуглубительных работ в границах обслуживаемых водных путей введено в эксплуатацию 7 земснарядов общей технической производительностью 2165 м3/ч.

Напомню, что в навигацию 2021 года на дноуглублении были задействованы 10 земснарядов общей технической производительностью 2200 м3/ч. Для поддержания гарантированных габаритов судовых ходов выполнено эксплуатационное землечерпание объемом 505,95 тыс. м3.

В навигацию 2022 года для поддержания гарантированных габаритов поставлена задача выбрать 347,2 тыс. м3 грунта в основном на участках р. Вуоксы, Водораздельном канале, р. Свири, Приладожских каналах, Онежском канале, Приморском канале, р. Матросовке и р. Преголи.

За период с 30 апреля по 1 сентября на обслуживаемых водных путях выполнены эксплуатационные землечерпательные работы объемом 169,6 тыс. м3.

Кроме того, для увеличения гарантированной глубины с 195 до 240 см выполняются дноочистительные работы на Волхове в нижнем бьефе Волховского шлюза. В навигацию 2020-2021 гг. проведено очищение дна на участке Волхов от Пчевы до Волховского шлюза с привлечением водолазов. Извлечено 390 тонн подводных препятствий в виде камней и бутовых плит. В результате с 2021 года на участке Волхова от Волховского шлюза до озера Ильмень увеличена гарантированная глубина с 195 до 240 см.

В планах 2023 года завершить работы и обеспечить единую гарантированную глубину от Старой Ладоги до Великого Новгорода до 240 см. Это особенно важно в свете возрастающего интереса к круизному маршруту до Великого Новгорода. В 2022 году совершено 44 рейса и перевезено 2823 пассажира, за аналогический период 2021 года – 21 рейс и перевезено 860 пассажиров.

В рамках договорных отношений выполнены ремонтные дноуглубительные работы на объектах терминала Беломорск морского порта Онега в объеме 42,2 тыс. м3.

На основании распоряжения Росморречфлота от 27.12.2021 и по обращению Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального мужского монастыря на участке Вуоксы протяженностью 7,2 км для обеспечения безальтернативного сообщения между островом Валаам и городом Приозерском внутренний водный путь содержится круглогодично! Теплоход «Ладожский» осуществляет доставку продуктов питания, тарно-штучных грузов, выполняет пассажирские перевозки, перевозку братии и паломников.

Шлюзы работают штатно

На три дня раньше предыдущего сезона в межнавигационный период была обеспечена к эксплуатации техническая готовность шлюзов. В результате продолжительность работы шлюзов основной трассы Волго-Балтийского водного пути в навигацию 2021 года составила 218 суток. Работа по судопропуску сверх установленной даты окончания работы шлюзов продолжалась еще в среднем в течение 7 суток. Завершающий судопропуск был произведен на Нижнесвирском шлюзе 24 ноября.

По итогам навигации 2021 года на шлюзах Волго-Балта выполнено 36 066 шлюзований, в общей сложности прошлюзовано 64 598 судов.

За текущий период выполнено 22 537 шлюзований, что на 4% меньше аналогичного периода 2021 года, при этом прошлюзована 41 609 судов, что на 3% меньше предыдущего периода.

Транспортных происшествий на шлюзах, приведших к длительным задержкам судопропуска и существенным повреждениям СГТС во время навигации, не зафиксировано.

Все судоходные сооружения Волго-Балта эксплуатируются с действующими декларациями безопасности и разрешениями на эксплуатацию. В 2021 году Ространснадзором выданы разрешения на эксплуатацию судоходных гидротехнических сооружений: Вытегорского, Белоусовского, Новинкинского и Девятинского гидроузлов.

23 мая 2022 года Шекснинская ГЭС выработала 7 млрд кВтЧч электроэнергии с момента пуска гидроэлектростанции в постоянную эксплуатацию.

Выработка такого объема электроэнергии – значимое событие для сотен людей, которые проектировали, строили, эксплуатировали и сегодня работают на станции.

Водные пути в цифре

В целях оперативного снабжения судоводителей актуальной картографической и другой информацией Администрация начала плановое развертывание системы удаленной передачи электронных навигационных карт (СУП ЭНК-М).

В 2022 году впервые на ВВП введены в эксплуатацию два передающих пункта СУП ЭНК-М, расположенные на Неве в районе Шлиссельбурга и на мысе Святки.

При входе в зону действия передатчика судоводитель может подключиться к береговому серверу по каналу Wi-Fi и получить актуальную корректуру как для электронных, так и для бумажных навигационных карт.

В дальнейшем планируется развернуть такие точки доступа равномерно вдоль всей основной трассы Волго-Балтийского водного пути от Санкт-Петербурга до Череповца и передавать путевую и гидрометеорологическую информацию. Это, безусловно, повысит безопасность судоходства и выведет на новый уровень цифровизацию судоходства.

Сегодня ФБУ «Администрация «Волго-Балт» – это не только лидер инноваций в отрасли, но и региональный картографический центр Росморречфлота, осуществляющий камеральную и редакторскую проверку всех создаваемых электронных и бумажных навигационных карт. Так, на 1 сентября проведена камеральная проверка 413 ячеек электронных навигационных карт и 67 файлов корректур к ним общей протяженностью 9488,6 км ВВП. В рамках реализации мероприятия «Развитие-ЭНК» Росморречфлотом поставлено оборудование системы сбора и оперативной передачи актуализированных электронных навигационных (ССП ЭНК), а именно Региональный центр ССП ЭНК.

В настоящее время проводится отладка взаимодействия с бассейновыми центрами, установленными в администрациях Ленского, Енисейского и Байкало-Ангарского бассейнов. Ввод в эксплуатацию оборудования ССП ЭНК позволит всем бассейнам оперативно обмениваться картографическими материалами по защищенным каналам связи, используя единую базу данных навигационной информации.

Также в навигационный период 2022 года Волго-Балтом получены четыре судовых обстановочных комплекса последней модификации. Установка их на суда техфлота позволит продолжить построение инфраструктуры передачи информации о состоянии водного пути в цифровом виде.

После завершения испытаний введена в эксплуатацию светодиодная маячная лампа, установленная на Осиновецком маяке взамен традиционной лампы накаливания. Заявленный срок службы светодиодной маячной лампы составляет не менее 10 лет, она не требует регулярной замены источника света (в отличие от лампы накаливания) и отвечает требованиям навигационного пособия «Огни и знаки Ладожского озера» издания УНИО Минобороны России к СНО Осиновецкого маяка, обеспечивая необходимый уровень безопасности судоходства в данном районе Ладожского озера.

Перед началом монтажа лампы была разработана специальная конструкция держателя для возможности ее установки на Осиновецкий маяк без повреждения и, что весьма важно, демонтажа изделий и конструкций, представляющих историческую ценность.

И снова в строю

Шекснинский гидроузел был введен в эксплуатацию в 2021 году после окончания реконструкции, начатой еще в 2015 году. В рамках реконструкции выполнены строительно-монтажные работы на шлюзах №7 и №8, поворотном автодорожном мосту шлюза №8, причале шлюза №8.

Также в прошлом году получено положительное заключение госэкспертизы по реконструкции маяков Сухо и Осиновецкий. А уже в этом году получено положительное заключение госэкспертизы по реконструкции Волховского шлюза. Также успешно прошел экспертизу проект капремонта Шекснинской ГЭС.

Сейчас идет экспертиза проекта капремонта причала верхнего подходного канала шлюза №1 в Вытегорском районе гидросооружений и судоходства. Начаты работы по реконструкции обстановочной базы в п. Вознесенье, а также маяков Бугровский, Стороженский, Свирский. В сентябре заключен госконтракт на реконструкцию Волховского шлюза, что позволит в 2024 году вывести его из предаварийного состояния. В рамках реконструкции также будет заменено пролетное строение поворотного моста и восстановлен его привод, что позволит пропускать суда с высотным габаритом.

Без подготовки на реке делать нечего

Даниил Гладков, первый заместитель руководителя – капитан Волго-Балтийского бассейна ВВП

Навигационный период 2022 года остается непростым, в том числе в связи с введением западных санкций. Но, несмотря на всякого рода сложности и ограничения, все службы и филиалы ФБУ «Администрация «Волго-Балт» работают в штатном режиме, успешно справляются с поставленными задачами.

Как и в любом деле, на внутренних водных путях невозможно обеспечить безопасность судоходства без качественной подготовки специалистов. И здесь немаловажную роль играет отдел дипломирования, который проводит испытания кандидатов на получение дипломов и квалификационных свидетельств членов экипажей судов.

Особо важная функция

Однако практика показывает, что успешно пройти квалификационные испытания могут не все, а только специалисты, имеющие необходимый уровень подготовки по соответствующим специальностям.

Так, в прошлом году было оформлено 1026 квалификационных документов, за истекший период 2022 года – 652 (за аналогичный период 2021 года – 870).

Как особо важную функцию отдел дипломирования выделяет проверку знаний правил плавания судов по ВВП у членов экипажей морских судов, несущих ходовую навигационную вахту. Например, в прошлом году было оформлено 212 свидетельств прохождения проверки правил плавания, а за истекший период 2022 года оформлено 279 свидетельств, что на 86 единиц больше, чем было выдано за аналогичный период 2021 года (193 свидетельства).

В текущем году продолжается практика дистанционного проведения квалификационных испытаний и проверок знаний правил плавания посредством видео-конференц-связи на базе филиалов Администрации в отдаленных регионах. Так, в Калининградской области на базе Гвардейского района водных путей и судоходства с февраля 2022 года до начала навигации проведено более 120 проверок знаний правил плавания у судоводителей маломерных судов, имеющих дипломы членов экипажей морских судов. Оперативная и слаженная работа по проверкам знаний правил плавания позволила своевременно начать работу на ВВП области рыболовецким колхозам и судоходным компаниям.

Не остались в стороне и лоцманы. В соответствии с приказом Министерства транспорта в Администрации создана комиссия для проведения квалификационных испытаний лоцманов и кандидатов в лоцманы. К началу навигации 2021 года 20, а на старте текущей уже 37 специалистов прошли квалификационные испытания в соответствии с Положением о лоцманах на ВВП и получили лоцманские удостоверения нового образца.

Следует пояснить, что наши лоцманы поднимаются на палубу судна только в двух случаях: на участках обязательной лоцманской проводки бассейна, а также на иных участках по заявкам судовладельцев. И еще напомню лишний раз – лоцман дает только рекомендации капитану судна в целях обеспечения безопасного плавания, предотвращения происшествия с судном и защиты окружающей среды.

В лоцманской службе у нас работают 46 высококлассных специалистов, имеющих лоцманское удостоверение на право осуществления проводки судов в Волго-Балтийском бассейне. И каждый из них ежегодно проходит тщательный медосмотр, обеспечен средствами индивидуальной защиты, регулярно получает инструктаж по технике безопасности, в том числе при работах на высоте.

Что касается оформления и выдачи удостоверений личности моряка и мореходных книжек, то с 2011 года соответствующий отдел Администрации предоставляет эти услуги членам экипажей морских судов, судов «река-море» плавания и рыбопромыслового флота. Также в отделе оформляют и выдают мореходные книжки, куда, напомню, обязательно вносятся сведения о работе моряка в составе экипажа судна.

Надо отметить, что в текущем году на 15 сентября отделом принято 678 заявителей на оформление удостоверений личности моряка и выданы 102 мореходные книжки. В аналогичном периоде прошлого года приняли 708 заявителей и оформили 120 мореходных книжек.

Хотелось бы отметить еще и такую деталь – за оформлением документов в отдел обращаются также и учащиеся учебных заведений для прохождения плавательной практики.

Внезапная проверка

В 2022 году инспекцией портконтроля Администрации проведены 644 проверки судов и плавобъектов, по итогам выявлено 1635 нарушений обязательных требований. Капитанам судов и судовладельцам выдано 610 предписаний об устранении нарушений, задержано 39 судов.

Сразу отмечу, что для каждого инспектора среди первоочередных задач навигации – безусловное обеспечение контроля за соблюдением международных и национальных требований на пассажирских судах. В этой связи было проверено 262 судна, из которых большая часть экскурсионно-прогулочные и эксплуатируются они на семи водных объектах Санкт-Петербурга – реках Фонтанке, Мойке, Ждановке, канале Грибоедова, Крюковом канале, Зимней канавке, Кронверкском проливе.

По результатам выявлено 870 нарушений обязательных требований, капитанам судов и судовладельцам выдано 254 предписания об устранении нарушений, задержано 18 судов. Такое количество выявленных нарушений связано с тем, что пассажирские экскурсионно-прогулочные суда на водных объектах города длительное время не проверялись инспекцией. Дело в том, что до 16 апреля 2022 года они не входили в перечень ВВП и, соответственно, на них не распространялись полномочия инспекции госпортконтроля.

Особое внимание инспекции на этих судах уделяется проверке документов, подтверждающих наличие разработанной и применяемой системы управления безопасностью судов. В случае отсутствия СУБ суда подлежат задержанию до устранения нарушений, а против судовладельцев возбуждаются дела об административных правонарушениях.

В штате ИГПК 21 инспектор, и каждый из них пришел в портконтроль с солидным практическим опытом работы на флоте в должностях капитанов, старших помощников и старших механиков. Именно высокий профессионализм позволяет им в максимально короткие сроки проверить флот в соответствии с категорией риска и тем самым повысить уровень обеспечения безопасности судоходства в бассейне.

В направлении предупреждения транспортных происшествий работает и налаженное эффективное взаимодействие инспекции со службой диспетчерского регулирования движения судов. Например, диспетчеры ведут постоянный мониторинг соблюдения судоводителями судов правил плавания при движении по системам разделения движения судов в Ладожском озере. И все случаи нарушений правил плавания или транспортных происшествий оперативно проверяются инспекцией ГПК, выясняются обстоятельства и причины, приведшие к нарушениям, а в отношении виновных лиц составляются протоколы об административных правонарушениях. Таким образом, за текущий период 2022 года инспекцией составлен 31 протокол.

В сотрудничестве с Макаровкой

Уже традиционно в структурных подразделениях Волго-Балта проходит производственная практика студентов ФГБОУ ВО «ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова». У нас с университетом сложились давние партнерские отношения: руководящий состав Администрации принимает участие в работе государственной экзаменационной комиссии, ежегодно заключаются договоры с вузом на целевое обучение, и как итог взаимодействия – практика курсантов. Не секрет, что именно практическая часть обучения во многом помогает сориентироваться и найти себя в профессии будущим специалистам. Практика нужна, чтобы систематизировать знания специальных дисциплин и сформировать навыки профессиональной деятельности, а также общие и профессиональные компетенции. Курсанты учатся самостоятельно отбирать и структурировать информацию в формате поставленных перед ними задач, изучать технологии и оборудование, взаимодействовать с трудовым коллективом и осуществлять самоконтроль.

В этом году в подразделениях Администрации прошли практику более 20 курсантов таких направлений подготовки, как «Кораблестроение, океанотехника и системотехника объектов морской инфраструктуры», «Гидротехническое строительство», «Управление водным транспортом и гидрографическое обеспечение судоходства», «Гидрографическое обеспечение мореплавания и морских инженерных изысканий», «Экономика», «Юриспруденция», «Информационная безопасность автоматизированных систем».

Практика организована в ведущих производственных подразделениях Администрации: конструкторском бюро, картографической службе, службе по ремонту объектов инфраструктуры.

Приоритетные задачи руководителей практики – научить будущих специалистов разработке конструкторской документации по модернизации судов и судового оборудования, познакомить с производственным циклом создания картографической продукции. В тестовом режиме обучить кодированию ячейки электронной навигационной карты, корректировке экземпляра навигационного пособия, составлению проектной документации по реконструкции и капитальному ремонту, а также предоставить возможность участия в мероприятиях по выполнению строительно-монтажных работ на объектах.

Морские вести России №13 (2022)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ