Амбициозные задачи, проекты и решения для морских портов - Морские вести России

Амбициозные задачи, проекты и решения для морских портов

20.10.2021

Морские порты

Амбициозные задачи, проекты и решения для морских портов

Фото: «Морские вести России»

В Москве в Аналитическом центре при Правительстве РФ 29-30 июня прошел VI ежегодный форум «Инфраструктура портов: новое строительство, модернизация, эксплуатация», организованный журналом «Морские порты» при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта (Росморречфлот) и Ассоциации морских торговых портов (АСОП). Генеральным партнером форума выступил «Газпромбанк». В мероприятии приняли участие более 200 представителей российских и зарубежных компаний.

Участники форума обсудили приоритеты развития морских портов России, вопросы модернизации и строительства терминалов и береговой инфраструктуры, внедрения новых образцов портовой техники и технологий, а также проблемы автоматизации, цифровизации, экологии и другие аспекты портовой деятельности. Делегаты получили уникальную возможность напрямую задавать вопросы представителям руководства морской отрасли и подведомственных предприятий, компаний – поставщиков портовых услуг и производителей портового оборудования, воспользоваться эксклюзивной информацией от первых лиц, завести новые знакомства и контакты, наладить профессиональное общение.

Владимир Михайлов

Развитие морских портов – задача государственная

Первый день форума открылся пленарным заседанием на тему «Развитие морских портов России и актуальные вопросы государственного регулирования деятельности портовой отрасли». Модератор Дмитрий Морозов, директор по взаимодействию с государственными органами «УК «Глобал Портс», председатель Комитета инвестиционных программ развития портовой инфраструктуры и производственных вопросов Ассоциации морских торговых портов, огласил приветствие участникам форума от исполнительного директора АСОП Серика Жусупова, пожелавшего успешной работы и плодотворного обсуждения важнейших аспектов развития морских портов.

Было отмечено, что форум зарекомендовал себя как профессиональная деловая площадка, организованная при поддержке Министерства транспорта РФ, и что участие широкого круга специалистов в обсуждении актуальных вопросов портовой отрасли в рамках форума позволяет выбрать оптимальные решения насущных задач.

С основным докладом «Итоги работы морского транспорта в 2020 году, задачи на 2021 год и перспективу до 2030 года» выступил заместитель руководителя Росморречфлота Захарий Джиоев, который рассказал о приоритетах развития морских портов России и скорректированных задачах транспортной части Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры.

В состав портового хозяйства России на сегодня входит более 900 портовых комплексов мощностью около 1,23 млрд тонн и протяженностью причального фронта порядка 155,7 тыс. пог. метров, которые расположены в 67 морских портах. В связи с ухудшением экономической ситуации в мире, несмотря на предпринимаемые усилия, в нашей стране по итогам 2020 года объем перевалки грузов в морских портах сократился относительно показателей 2019 года на 2,3%, до 820,8 млн тонн. И хотя грузооборот по отдельной номенклатуре грузов уменьшился, структура грузооборота в целом по России не изменилась. Ввод новых портовых мощностей не останавливался.

Отметив, что прирост производственных мощностей морских портов к 2030 году планируется в объеме 330 млн тонн, З.Джиоев кратко рассказал о развитии портовой инфраструктуры по бассейнам (см. «МП» №5-2021 «Итоги и перспективы работы морского транспорта России»).

По словам докладчика, одновременно с Федеральным проектом «Развитие морских портов» в рамках транспортной части Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры реализуется Федеральный проект «Северный морской путь» (СМП), основной задачей которого является комплексное развитие территорий, относящихся к СМП, включая развитие морской портовой инфраструктуры. Реализация инфраструктурных проектов в акватории СМП позволит увеличить портовые мощности региона на 53,6 млн тонн к 2026 году и на 143,6 млн тонн к 2031 году.

В заключение З. Джиоев сказал: «Напомню, что в рамках Федерального проекта «Развитие морских портов» у нас порядка 50 мероприятий, и из них приблизительно половина – проекты, которые реализуются частными инвесторами на собственные средства. Объем государственной поддержки в основном сконцентрирован на таких объектах, как подходные каналы, акватории и флот. Здесь со стороны Росморречфлота, Минтранса, «Росморпорта» соответствующая поддержка оказывается, что позволяет обеспечить создание дополнительных мощностей».

О создании глубоководного порта Найба в Якутии в рамках развития Арктической зоны рассказал председатель Правительства Республики Саха (Якутия) Андрей Тарасенко. Он отметил, что перспектива реализации этого проекта послужит толчком для полномасштабного освоения Арктики, в частности организации новых производств, формирования оптимальной энергетической транспортной инфраструктуры.

В рамках реализации данного инвес-тиционного проекта и освоения мес-торождений полезных ископаемых в Арктической зоне республики планируется экспорт нефти водным транспортом до 20 млн тонн, каменного угля – до 10 млн тонн. Выбор места для строительства нового порта определили глубоководность с осадкой судов до 14 метров, защищенность от ветров и ветро-волновых волнений. Как подчеркнул докладчик, глубоководный порт Найба станет одним из ключевых портов мультимодального транспортного маршрута, результатом проекта будут совершенствование транспортно-логистической системы Якутии и реализация ее транзитного потенциала.

«Мы впервые будем говорить о том, что порт станет глобальным, то есть он будет стимулировать развитие всех месторождений и инфраструктуры республики. Соответственно увеличится доля собственных доходов местных бюджетов, что осуществит приток активного населения и улучшения уровня жизни в российской Арктике», – заключил А. Тарасенко.

Заместитель директора – начальник Калининградского управления Северо-Западного бассейнового филиала ФГУП «Росморпорт» Андрей Мошков рассказал об опыте реализации проектов государственно-частного партнерства (ГЧП) в морском порту Калининград и возможностях портовой инфраструктуры.

В настоящее время на территории порта реализуются два крупнейших проекта, включенных в Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры. Это проект строительства терминала для приема круизных и грузо-пассажирских судов и проект реконструкции дамб Калининградского морского канала. В прошлом году был реализован еще один крупный проект – развития грузо-пассажирского автопаромного комплекса в Балтийске, включая строительство контейнерного терминала пропускной способностью 300 тыс. TEU.

Всего на текущий момент, по словам А. Мошкова, в порту реализовано три крупных инфраструктурных проекта в рамках ГЧП. Пропускная способность порта оценивается в 45 млн тонн, при том что фактический грузооборот в лучшем докризисном 2008 году составлял около 15,5 млн тонн. Это говорит о наличии запаса пропускной способности порта. Специфика порта заключается в том, что основные терминалы порта расположены на Калининградском морском канале, длина которого составляет 143 км. Это является инфраструктурным ограничением.

В Комплексном плане развития магистральной инфраструктуры реконструкция дамб канала запланирована в существующих габаритах. Сейчас закончено проектирование реконструкции Северной дамбы и продолжается 1-ой, 2-ой и 3-ей из 11 дамб.

Между тем в регионе предложена инициатива по глубокой модернизации самого канала для возможности захода судов типа Panamax осадкой 14 м и шириной 32 м (сейчас глубина канала составляет от 9 до 10,5 м). Ширина канала составит 110-130 м по новым нормам проектирования подходных судоходных путей.

«В настоящее время ЦНИИМФ ведется проработка такой модели. <...> Результат мы надеемся получить ближе к концу года, на основании которого будет принято окончательное решение об экономической целесо-образности реализации этого проекта», – подытожил А. Мошков.

О возможностях портовой и припортовой инфраструктуры на Камчатке сообщил министр инвестиций, промышленности и предпринимательства Камчатского края Олег Костенко. В последние годы на территории Камчатского края активизировалось развитие транспортно-логистической инфраструктуры. Ведется масштабная модернизация и строительство новых морских терминалов, реализуются пробные рейсы по доставке продукции через Северный морской путь.

Чиновник напомнил, что в 2015 году Аналитический центр при Правительстве РФ разработал финансово-экономическую модель развития Севморпути, которая показала, что перегрузка грузов на Камчатке с судов ледового класса на обычные – наиболее эффективный вариант. Впоследствии компания «Новатэк» приняла решение о размещении на Камчатке перегрузочного СПГ-терминала.

«Мы надеемся, что в ряде крупнейших проектов, которые реализуются в российской Арктике, Камчатка станет центром в транзите углеводородов из российской Арктики в страны Тихоокеанского региона», – отметил О.Костенко. Он также подчеркнул, что Камчатский край – лидер по вылову водных биологических ресурсов в РФ. Здесь добывается 1,5 млн тонн рыбной продукции, из которых 1,2 млн тонн – годная к дальнейшей переработке масса. В рамках региональных программ правительство края надеется увеличить перерабатываемую долю в 2 раза за счет проектов развития инфраструктуры.

О.Костенко отметил, что данные проекты могут способствовать возрождению судоремонта на Камчатке. Сейчас к порту Петропавловск-Камчатский приписано более 600 судов, значительная их часть – порядка 170 – относится к разряду крупно- и среднетоннажных. Их капремонт владельцы пока вынуждены проводить за границей.

В ходе форума заместитель генерального директора по развитию ФГУП «Гидрографическое предприятие» Андрей Чумаченко рассказал о шести реализуемых и перспективных проектах развития портовой инфраструктуры в Арктике.

1 апреля 2019 года в соответствии с указом Президента РФ «Гидрографическое предприятие» вошло в госкорпорацию «Росатом». При передаче его наделили новыми функциями – строительством и эксплуатацией портовой инфраструктуры. В рамках федерального проекта по развитию Северного морского пути в ближайшие годы предприятие должно поспособствовать кратному росту вывоза углеводородов из Арктики.

Задача будет реализована за счет работ по строительству объектов федеральной собственности (дно-углубление) в проектах: 1) терминал сжиженного природного газа и стабильного газового конденсата «Утренний»; 2) терминал сжиженного природного газа «Обский СПГ»; 3) реконструкция морского канала порта Сабетта в Обской губе; 4) неф-тяной терминал «Порт бухта Север»; 5) угольный терминал на базе Сырадасайского угольного месторождения; 6) система мониторинга гидрометеорологических факторов (СГММ) морского канала Обской губы.

Как отметил А.Чумаченко, все представленные в докладе проекты – это уже в той или иной стадии запущенные проекты.

На протяжении уже нескольких лет «Газпромбанк» предлагает рынку механизм контроля за денежными потоками при реализации инвестиционных проектов. Речь идет о банковском сопровождении контрактов – инструменте, позволяющем снизить риск возникновения ситуаций, когда проект не завершен в срок, а выделенные средства на реализацию проекта уже использованы нецелевым образом. Подробно о применении инструмента в ходе форума рассказал заместитель начальника Управления по сопровождению строительных контрактов Департамента банковского сопровождения контрактов «Газпромбанка» Роман Соколов.

В настоящее время банковское сопровождение контрактов объединяет целый комплекс услуг и сервисов, позволяющих исключить нецелевое использование средств в инвестиционных проектах и предоставить заказчику дополнительный эффективный механизм управления рисками. В основе механизма – простая идея: согласно установленным парамет-рам банковского сопровождения, банк проводит контроль целевого использования денежных средств всеми участниками проекта.

Но польза для заказчика услуги банковского сопровождения этим не ограничивается. Оценивая каждого участника исполнения проекта, банк формирует его объективный риск-профиль. При этом оценивается правоспособность, наличие собственных компетенций, отсутствие просроченной задолженности и другие парамет-ры. Банковское сопровождение позволяет заказчику видеть всю цепочку исполнителей проекта и отказываться от работы с наиболее сомнительными контрагентами, привлечение которых может нести риски для реализации всего проекта.

Инвестор в режиме реального времени может наблюдать текущее состояние проекта через систему «Интер-активная отчетность». Доступ к ней возможен не только с компьютера, но и в обозримой перспективе с планшета или мобильного телефона. Данный онлайн-сервис открывает доступ к структурированной информации по всем платежам, первичной документации и аналитике по всем указанным заказчиком участникам, включая акционеров, представителей участвующих в проекте банков, представителей госорганов и т.д.

«Таким образом, мы предлагаем заключить рамочный договор банковского сопровождения, обеспечивающий заказчика доступом ко всем программным и техническим ресурсам Департамента с возможностью организации банковского сопровождения проекта любой сложности. Мы готовы предложить банковское сопровождение с доступом ко всем возможностям и параметрам услуги на безвозмездной основе. И оказать методологическую поддержку в постановке процессов банковского сопровождения», – подытожил Р.Соколов.

Отметим, что Газпромбанк сопровождает инвестиционные проекты по всей стране от Калининграда до Камчатки. В портфеле компании есть проекты из всех отраслей экономики: это и транспортная инфраструктура, и электроэнергетика, и нефтегазовая отрасль, и нефтехимия. Сопровождаются и работы по государственным контрактам. В сфере морского транспорта банк сопровождает судостроительную верфь «Звезда» в Большом Камне Приморского края. Также на сопровождении находится строительство нескольких судов для компании «Газпромфлот», несколько частных краболовных судов. В ближайших планах – участие в реализации проекта угольного терминала «Лавна» в Мурманской области.

Модернизация через автоматизацию

Специальную сессию «Smartport. Модернизация через автоматизацию» модерировал Павел Поляков, председатель Комитета по коммерческо-правовым вопросам Ассоциации морских торговых портов.

С докладом «Умный порт – цифровой порт» выступил Юрий Оганянц, директор по развитию бизнеса IT-компании «Интеллектика». Он рассказал о решениях компании для «умного порта». Нестабильная экономика, глобальные и локальные вызовы требуют от руководителей и сотрудников современного предприятия и современного порта достаточно оперативной реакции, возможности быстро анализировать, предсказывать, принимать решения. Для этого компания предлагает цифровой двойник порта и терминала на базе SmartTwin, единой высокоуровневой «умной платформы», использующей Big Data и аналитику данных для real-time-работы в порту, а также для полноценного удаленного управления предприятием.

«Прежде всего, это двунаправленная система, которая позволяет управлять, иметь ретроспективу во времени, иметь прогнозирование, возможности интеграции с существующими информационными системами и с возможностью планировать, решать имитационные и оптимизационные задачи, – уточняет Ю. Оганянц. – Наш цифровой двойник SmartTwin направлен на управление предприятием».

О технологии распознавания изображений и AI – Deep Learning, меняющей правила игры в портах, рассказал менеджер по развитию бизнеса бельгийской компании Camco Technologies Вернер Петерс.

Компания Camco Technologies является пионером и мировым лидером в области автоматизации процесса обработки контейнеров. Camco-технология распознавания изображений предоставляет точные и важные данные для оптимизации операций и повышения эффективности работы как морских, так и внутренних терминалов. Контейнерные терминалы, интермодальные и RO-RO-терминалы или даже логистические узлы могут снизить свои эксплуатационные расходы за счет интеграции решений по автоматизации КПП, кранов или железнодорожных путей.

Благодаря сбору данных при автоматизированной проверке, терминалы получают немедленный доступ ко всем данным, необходимым для организации терминальных процессов и обработки входящих и исходящих потоков. Эффективность терминала повышается с ростом интеллектуальности, поэтому регистрация данных повторяется в каждой точке передачи контейнера или трейлера: на КПП, на площадке у штабелирующих кранов, на причале или возле путей на интермодальных терминалах.

«Благодаря технологии оптического распознавания, а также технологиям, о которых рассказывал предыдущий спикер, мы можем наилучшим образом использовать имеющиеся площади. Это также помогает в том случае, если вы получаете требования о возмещении убытков, так как вы можете абсолютно точно предоставить вашему клиенту данные о том, в каком состоянии прибыл контейнер», – отметил В. Петерс.

Сегодня ФГУП «Росморпорт» активно реализует программу цифрового развития: от использования электронного документооборота до проектов автономного и безэкипажного судовождения. Как современные решения изменят работу в отрасли, в ходе форума доложил заместитель генерального директора «Росморпорта» Сергей Симонов. Он рассказал о 8-ми цифровых новинках предприятия.

ФГУП «Росморпорт» начал активно заниматься цифровизацией с 2018 года. Первым проектом стал Ситуационный центр с использованием технологии обработки больших данных. Система предназначена для графической визуализации отчетной операционной информации о деятельности организации и всей подконтрольной портовой инфраструктуры в режиме реального времени и представляет собой цифровой двойник предприятия. В 2020 году система визуализации данных была введена в промышленную эксплуатацию. В перспективе планируется дальнейшее развитие функционала, в том числе создание приборной панели с виджетами «Оперативная обстановка в портах» в виде интерактивной карты расстановки судов в морских портах России, где ведет свою деятельность «Росморпорт».

Информационная система «Портовые сборы». Одна из задач работы предприятия – получение прибыли в доход государства. Для ее эффективного решения внедряется корпоративная система сбора и обработки информации «Портовые сборы». В частности, организована интеграция с модулем регистрации сервиса заходов/выходов судов в портах РФ – системой PortCall. Такое взаимодействие позволяет оперативно и достоверно получать данные по пребыванию судов в портах, а также облегчает и ускоряет обобщающий анализ полученных данных.

Электронный документооборот для отрасли. В 2020-2021 годах «Росморпорт» запустил Единую отраслевую систему электронного документооборота, которую интегрировали Федеральное агентство морского и речного транспорта и 34 подведомственные организации. Проект обеспечивает оперативный безбумажный обмен документами и поручениями между Росморречфлотом и подведомственными организациями, а также между цент-ральным аппаратом «Росморпорта» и его филиалами.

Помимо перечисленных, среди цифровых новинок «Росморпорта»: Автоматизация лоцманского дела; Искусственный интеллект в СУДС; Безэкипажные суда; Дроны арктичес-кие и подводные; BIM-моделирование. В завершение С. Симонов добавил, что цифровизация уже доказала свою эффективность улучшением производственных и экономических показателей предприятия.

В рамках сессии на тему цифровизации также выступили: менеджер по развитию продаж компании Navis Лев Айспур с докладом «Использование данных, искусственного интеллекта и машинного обучения для автоматизированного принятия решений»; директор ФАНУ «Востокгосплан» Михаил Кузнецов с докладом «Arctic Labs – цифровая система аналитики транспортной активности и экологических рисков в Арктике»; руководитель проектов ООО «Морстройтехнология» Софья Каткова с докладом «Цифровизация в Арктике»; замес-титель генерального директора по системной интеграции ООО «Солво» Роман Пугач с докладом «Системная интеграция. ИТ-инфраструктура. Как сделать так, чтобы не платить дважды»; руководитель направления непрямых продаж ПО компании AVEVA Александр Шестаков с докладом «Цифровые решения компании AVEVA для повышения эффективности портовой инфраструктуры» и другие.

Второй день форума был полностью посвящен технологиям в портовой сфере. Сначала состоялась научно-практическая сессия для портовых инженеров, поставщиков и подрядных организаций, вела которую Маргарита Сахненко, доцент, заведующий кафед-рой «Водные пути, порты и гидротехнические сооружения» Академии вод-ного транспорта РУТ.

Вторую сессию «Техника и технологии для портов: эффективные инвестиции» модерировал заведующий кафедрой «Портовые подъемно-транспортные машины и робототехника» Академии водного транспорта РУТ Владимир Якунчиков.

По оценкам участников форума, доклады, выступления и дискуссии в ходе тематических сессий вызвали живой интерес и были весьма полезны. Особую актуальность, по мнению представителей портовой отрасли, носили презентации инновационных образцов техники и технологий для портов и терминалов, а также разработки в области искусственного интеллекта и «умного порта».

Морские порты №6 (2021)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ